МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

   В учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь (далее – УОСО) в соответствии с государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200 (Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний») реализуетсямежведомственныйинформационный проект (далее – проект) «Школа – территория здоровья».

 

Цель реализации проекта «Школа – территория здоровья» – объединение усилий участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники), медицинских работников, представителей общественных объединений, других заинтересованных в здоровьесбережении.

Для оценки результативности проведенной работы по здоровьесбережению один раз в году в УОСО проводится оценка эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» с использованием следующих показателей:

  1. выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям;
  2. состояние здоровья учащихся по данным самооценки;
  3. индекс здоровья;
  4. информированность учащихся о факторах риска, формирующих здоровье;
  5. сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья.

Полученные результаты вносятся в карту оценки эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» (приложение 1 к настоящей Методике).

  1. II. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ.

 

  1. Выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям.

В соответствии с инструкцией по применению Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования», утв. 21.03.2016, регистрационный № 018-1215 (далее – Инструкция по применению) УОСО, участвующие в проекте «Школа − территория здоровья», в зависимости от уровня реализации мероприятий по здоровьесбережению распределяются по следующим ступеням функционирования:

I ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье». В УОСО проводится работа по пропаганде здорового образа жизни;

II ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья». В УОСО осуществляется комплекс мероприятий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды.

III ступень – «Школа здоровья». УОСО, реализующее структурированный комплексный подход к созданию здоровьесберегающей среды.

Ежегодно в апреле проводится аттестация УОСО на соответствие уровням функционирования по проекту «Школа – территорий здоровья» по критериям, установленным в приложении 2 вышеуказанной Инструкции по применению.

Максимальная сумма баллов по каждому разделу 12, минимальная – 0 баллов.При этом по первым двум блокам критериев (1. Декларация УОСО о приверженности содействовать укреплению здоровья обучающихся; 2. Среда в УОСО для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся)сумма баллов должна быть не менее 9.В случае, если сумма баллов по вышеуказанным блокам составляет менее 9 баллов,УОСО не может себя позиционировать как учреждение, реализующее проект «Школа –территория здоровья».

Для оценки эффективности реализации проекта «Школа –территория здоровья» общая сумма баллов вносится в карту оценки эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» согласно приложению 1к настоящей Методике и сравнивается с общей суммой баллов за предыдущий учебный год.

Увеличение общей суммы на 3 и более баллов либо достижение наивысшего количества баллов свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий по данному показателю.

 

  1. 2. Состояние здоровья учащихся по данным самооценки.

Для самооценки здоровья учащихся используется «Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья» (приложение3), отражающая жалобы на наличие функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения, дыхания, расстройств центрального и вегетативного отделов нервной системы, органа зрения, опорно-двигательного аппарата, на снижение иммунитета.

Перед проведением анкетного опроса необходимо получить информированное согласие родителей на его проведение (приложение 2).

Анкета заполняется 1 раз в год в апреле текущего учебного года.Для учащихся I -IV классов анкету заполняют родители(в течение 2-3 дней), V -XI классов – сами учащиеся.

В малокомплектных школах проводится анкетный опрос всех учащихся.В УОСО, где количество учащихся составляет 100 и более человек, минимальное количество учащихся, принявших участие в анкетном опросе, должно составлять не менее 30 человек на каждой ступени обучения (I — IV класс – 30 человек,V — IX класс – 30 человек, X-XI класс – 30 человек). Количество учащихся, принявших участие в анкетном опросе, на каждой ступени может быть уменьшено с учетом фактического количества учащихся в УОСО.

Каждой жалобе или отклонению в состоянии здоровья, отмеченной в анкете,присваивается 1 балл. Ответственным или учащимся подсчитывается сумма баллов, которая вносится в 31-ю строку анкеты.

Ответственный за проведение анкетного опроса передает анкеты ответственному в УОСО за реализацию проекта «Школа – территория здоровья», который заполняет таблицу 1.

Таблица 1

Удельный вес учащихся, имеющих минимальное количество
жалоб на состояние здоровья

 

Класс Количество учащихся в классе, принявших участие в анкетном опросе Учащиеся, которые набрали
3 и менее балла
количество % от общего количества учащихся в классе,принявших участие в анкетном опросе
1 2 3 4
I
II
….
Итого по УОСО

 

При заполнении таблицы 1 ответственный УОСО за реализацию проекта за реализацию проекта «Школа – территория здоровья» выделяет учащихся, которые имеют 3 балла и менее (графа 3) и рассчитывает удельный вес детей (%), которые набрали 3 балла и менее по каждому классу, принявшему участие в анкетном опросе, и в целом по УОСО. Итоговый по УОСО результат вносится в приложение 1 к настоящей Методике.

Увеличение данного показателя на 3% и более в текущем учебном году в сравнении с предыдущим свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий.

  1. Индекс здоровья.

Индекс здоровья – это удельный вес учащихся, которые в течение учебного года ни разу не болели.

Оценка показателя проводится в апреле учебного года за период с 1 сентября по всем учащимся УОСО. В течение года проводится регистрация всех случаев пропусков занятий учащимися по болезни.Учителя (классные руководители) собирают все справки из организаций здравоохранения и передают их медицинскому работнику УОСО для учета.В апреле заполняется таблица 2 для расчета индекса здоровья.

Таблица 2

Удельный вес детей, которые в течение учебного года ни разу не болели

 

Класс Количество учащихся в классе Учащиеся, которые ни разу не болели в течение учебного года
количество % от общего количества учащихся в классе
1 2 3 4
I
II
Итого по УОСО

 

Для расчета показателя «индекс здоровья» необходимо разделить абсолютное количество учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года, на число учащихся в УОСО и умножить на 100. Показатель «индекс здоровья»в УОСО за анализируемый год вносится в приложение 1 к настоящей Методике.

Увеличение показателя «индекс здоровья» на 3% и более в текущем учебном году в сравнении с предыдущим свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий.

  1. 4. Информированность учащихся о факторах риска, формирующих здоровье.

Для оценки информированности учащихся о факторах риска применяется «Анкета по изучению мотивации учащихся к сохранению здоровья»(приложение 4 к настоящей Методике,пункты 1 – 16).

В анкетном опросе принимают участие учащиеся, которые принимали участие в анкетном опросе по выявлению жалоб на состояние здоровья согласно приложению 3 к настоящей Методике.

Анкетный опрос проводится анонимно. Учащиеся не должны подписывать анкеты и делать идентифицирующих пометок.Не следует просматривать анкеты с ответами учащихся в их присутствии. Учащиеся должны быть уверены, что конфиденциальность опроса соблюдается. Необходимо свести к минимуму возможность учащихся видеть ответы друг друга. Во время анкетирования учащимся/учителям не разрешается ходить по классу или разговаривать.

Для определения удельного веса учащихся, хорошо информированных о факторах риска, формирующих здоровье, рассчитывается общая сумма баллов по 1 – 16 вопросам анкеты. К учащимся, которые хорошо информированы о факторах риска, формирующих здоровье, относятся учащиеся, которые набрали 45 баллов и более.

Далее рассчитывается удельный вес учащихся, которые информированы о факторах риска, формирующих здоровье. Для этого количество детей,набравших 45 баллов и более делят на количество проанкетированных и умножают на 100. Полученная цифра вносится в приложение 1 к настоящей Методике.

Увеличение удельного веса учащихся, которые информированы о факторах риска, формирующих здоровье учащихся на 3% и более свидетельствует о положительной динамике формирования установок на здоровый образ жизни.

5. Сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья.

Для оценки у учащихся сформированности установки на сохранение здоровья применяется «Анкета по изучению мотивации учащихся к сохранению здоровья»(приложение 4 к настоящей Методике, пункты 17 — 32).

Для определения удельного веса учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья, рассчитывается общая сумма баллов по 17 – 32 вопросам анкеты. К учащимся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья, относятся учащиеся, набравшие45 баллов и более. Далее рассчитывается удельный вес учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья. Для этого количество учащихся, набравших 45 баллов и более, делят на количество проанкетированных и умножают на 100.Полученный результат вносят в приложение 1 к настоящей Методике.

Увеличение удельного веса учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья на 3% и более в текущем учебном году в сравнении с предыдущим, свидетельствует о положительной динамике формирования установок на здоровый образ жизни.

 

 

 

III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ».

 

Для оценки эффективности здоровьесберегающих мероприятий в УОСО, реализующих проект «Школа – территория здоровья», проводится сравнительная оценка установленным показателям в текущем учебном году в сравнении с предыдущим согласно приложению 1 к настоящей Методике.

Если из 5 показателей 3 и более имеют положительную динамику (+), то реализация проекта «Школа – территория здоровья» считается эффективной. Если положительная динамика отмечена только по 2 показателям, или показатели не имеют положительной динамики или ухудшились, то требуется разработка дополнительных мероприятий.

Результаты оценки эффективности реализации проекта «Школа – территорий здоровья»доводятся до сведения всех участников образовательного процесса и других заинтересованных.

 

Информированное согласие

 

Уважаемые родители!

В учреждении образования проводится оценка эффективности мероприятий по здоровьесбережению, предусматривающая анкетный опрос. Анкетный опрос будет проводиться с целью выявления жалоб на состояние здоровья, а также анонимный–с целью изучения мотивации учащихся к сохранению здоровья.

Анонимный опрос не предусматривает проведение каких-либо тестов или проверок. Опрос будет организован таким образом, чтобы была сохранена тайна имени ученика.

Результаты анкетного опроса будут использованы для создания школьных здоровьесберегающих программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

Просим Вас заполнить информированное согласие.

Я, (Ф.И.О.)

мать (или отец) ребенка (фамилия и имя ребенка) ______________________________________________________________, учащегося___________класса _________________________________школы

города/села____________________________________________________

даю согласие  на участие моего ребенка в анкетном опросе.

Подпись. Дата._________________________________________

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья

Заполняют для учащихся I — IV классов – родители, для V — XI классов — сами учащиеся.

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы, отметив в правом столбце «1» те жалобы и нарушения здоровья, которые вы отмечаете. Это необходимо для разработки мероприятий по профилактике заболеваний в учреждении образования.

 

Фамилия, имя ребенка __________________

Школа ________________________________________Класс  ____________

Дата заполнения анкеты _________

 

Отмечали ли Вы в течение последнего года следующие жалобы: Балл
Боли в животе 1 раз в неделю и чаще

в том числе:

1 — перед школой
2 — после приема пищи
3 — натощак (до еды)
4 — ночью
Изменение аппетита

в том числе:

5 — аппетит стал повышенным
6 — ухудшение аппетита
7 — аппетит постоянно плохой
Головные боли (1 раз в неделю и чаще)

в том числе:

8 — беспричинные
9 — при волнении
10 -после  или при физической нагрузке
11 — после посещения школы
12 — утром
13 — вечером, перед сном
14 Слабость, утомляемость после занятий в школе
15 Слезливость (чаще 1 раза в неделю)
16 Частые колебания настроения
17 Страхи (темноты, грозы, собак и др.)
18 Страх посещения школы (контрольных работ, опроса у доски и др.)
Нарушения сна

в том числе:

19 — долгое засыпание
20 — чуткий сон
21 — трудное пробуждение по утрам
22 — снохождение (хождение в состоянии сна)
Ухудшение состояния органа зрения (глаза и его придаточного аппарата)  
23 — ощущение «усталости глаз»
24 — боли в области глаз (глазных яблок)
25 — расплывчатость изображения
26                                         — ощущение мельканий перед глазами
27 — ощущение «песка» в глазах
28 -ухудшение зрения
29 Ухудшение слуха  
30 Частые простудные заболевания (4 и более раз в год)
31 Общая сумма баллов

 

Спасибо за ответы!

 

 

 

Приложение 4.

 

Анкета по изучению

мотивации учащихся к сохранению здоровья

Ребята! Просим вас заполнить предложенную анкету. Отвечайте на вопросы самостоятельно, не советуясь с товарищами. Нам важно знать именно ваше личное отношение к поставленным вопросам. Пожалуйста, отметьпо каждому из вопросов только 1 ответ.

Класс___________ Дата заполнения анкеты _________

 

  1. Как ты думаешь, как часто необходимо полноценно завтракать (есть кашу, омлет, бутерброд, мюсли с молоком и т.д.)
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто желательно употреблять в пищу мясо, птицу или рыбу?
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю необходимо кушать овощи (без учета картофеля) и фрукты?
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю необходимо пить молоко и есть молочные продукты?
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю необходимо есть конфеты и шоколад?
Ежедневно 2 – 4 раза в неделю Менее 1 раза в неделю
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю можнопить газированные и другие сладкие напитки?
Ежедневно 2 – 4 раза в неделю Менее 1 раза в неделю
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как ты считаешь,как частонеобходимо иметь прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов в день
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто необходимо чистить зубы?
По крайней мере раз в неделю Раз в день Чаще одного раза в день
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто необходимо мыть руки перед едой в школе?
Никогда Иногда Всегда
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто необходимо мыть руки после посещения туалета в школе?
Никогда Иногда Всегда
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто необходимо делать утреннюю гимнастику?
Никогда Иногда Всегда
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю необходимо заниматься физическими упражнениями 60 минут в день (в том числе танцы, плавание, быстрая ходьба и др.)?
1 раз в неделю 4 – 5 раз в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько часов в деньможно смотреть телевизор или находится за компьютером с минимальным риском для здоровья?
3 часа в день и более 2 часа в день 1 час в день
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как ты считаешь, какая должна быть ежедневная продолжительность ночного сна?
7 часов и меньше 8 часов 9 — 10 часов
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как ты думаешь, курение вредно для здоровья?
Нет Не знаю Да
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как ты думаешь, насколько подвергают себя риску (физическому или другому) люди, если они употребляют алкогольные напитки один раз в неделю?
Риска нет Риск не большой Большой риск
1 балл 2 балла 3       балла

 

 

  1. Как часто ты полноценно завтракаешь (ешь кашу, омлет, бутерброд, мюсли с молоком и т.д.).Пожалуйста, отметь один ответ.
Никогда не завтракаю в течение учебной недели Завтракаю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто ты употребляешь в пищу мясо, птицу, рыбу?
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю ты обычно ешь овощи и фрукты?
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю ты обычно пьешь молоко и ешь молочные продукты?
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю ты обычно ешь конфеты и шоколад?
Ежедневно 2 – 4 раза в неделю Менее 1 раза в неделю
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Сколько раз в неделю ты обычно пьешь газированные и другие сладкие напитки?
Ежедневно 2 – 4 раза в неделю Менее 1 раза в неделю
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто ты проводишь время на свежем воздухе не менее 2 часов в день
Менее 1 раза в неделю 2 – 4 раза в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто ты чистишь зубы?
По крайней мере раз в неделю Раз в день Чаще одного раза в день
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто ты моешь руки перед едой в школе?
Никогда Иногда Всегда
1 балл 2 балла 3 балла

 

  1. Как часто ты моешь руки после посещения туалета в школе?
Никогда Иногда Всегда
1 балл 2 балла 3 балла
  1. Как часто ты делаешь утреннюю гимнастику?
Никогда Иногда Всегда
1 балл 2 балла 3       балла

 

  1. За последние 7 дней сколько дней ты занимался физическими упражнениями в целом, по крайней мере 60 минут в день?
1 раз в неделю 4 – 5 раз в неделю Ежедневно
1 балл 2 балла 3       балла

 

29.Сколько часов в день ты обычно смотришь телевизор  или находишься за компьютером, планшетом или мобильным устройством в свое свободное время?

3 часа в день и более 2 часа в день 1 час в день
1 балл 2 балла 3       балла

 

  1. Продолжительность ночного сна у тебя обычно составляет:
7 часов и меньше 8 часов 9 — 10 часов
1 балл 2 балла 3       балла

 

  1. Куришь ли ты? Если куришь то как часто?
Каждый день По крайней мере1 раз в неделю, но не каждый день Я не курю
1 балл 2 балла 3       балла

 

  1. Употребляешь ли ты алкогольные напитки? Если употребляешь, то как часто?

 

Раз в неделю 1 раз в месяц Никогда
1 балл 2 балла 3 балла

 

Спасибо за ответы!