МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
В учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь (далее – УОСО) в соответствии с государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200 (Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний») реализуетсямежведомственныйинформационный проект (далее – проект) «Школа – территория здоровья».
Цель реализации проекта «Школа – территория здоровья» – объединение усилий участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники), медицинских работников, представителей общественных объединений, других заинтересованных в здоровьесбережении.
Для оценки результативности проведенной работы по здоровьесбережению один раз в году в УОСО проводится оценка эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» с использованием следующих показателей:
- выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям;
- состояние здоровья учащихся по данным самооценки;
- индекс здоровья;
- информированность учащихся о факторах риска, формирующих здоровье;
- сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья.
Полученные результаты вносятся в карту оценки эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» (приложение 1 к настоящей Методике).
- II. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ.
- Выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям.
В соответствии с инструкцией по применению Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования», утв. 21.03.2016, регистрационный № 018-1215 (далее – Инструкция по применению) УОСО, участвующие в проекте «Школа − территория здоровья», в зависимости от уровня реализации мероприятий по здоровьесбережению распределяются по следующим ступеням функционирования:
I ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье». В УОСО проводится работа по пропаганде здорового образа жизни;
II ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья». В УОСО осуществляется комплекс мероприятий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды.
III ступень – «Школа здоровья». УОСО, реализующее структурированный комплексный подход к созданию здоровьесберегающей среды.
Ежегодно в апреле проводится аттестация УОСО на соответствие уровням функционирования по проекту «Школа – территорий здоровья» по критериям, установленным в приложении 2 вышеуказанной Инструкции по применению.
Максимальная сумма баллов по каждому разделу 12, минимальная – 0 баллов.При этом по первым двум блокам критериев (1. Декларация УОСО о приверженности содействовать укреплению здоровья обучающихся; 2. Среда в УОСО для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся)сумма баллов должна быть не менее 9.В случае, если сумма баллов по вышеуказанным блокам составляет менее 9 баллов,УОСО не может себя позиционировать как учреждение, реализующее проект «Школа –территория здоровья».
Для оценки эффективности реализации проекта «Школа –территория здоровья» общая сумма баллов вносится в карту оценки эффективности реализации проекта «Школа – территория здоровья» согласно приложению 1к настоящей Методике и сравнивается с общей суммой баллов за предыдущий учебный год.
Увеличение общей суммы на 3 и более баллов либо достижение наивысшего количества баллов свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий по данному показателю.
- 2. Состояние здоровья учащихся по данным самооценки.
Для самооценки здоровья учащихся используется «Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья» (приложение3), отражающая жалобы на наличие функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения, дыхания, расстройств центрального и вегетативного отделов нервной системы, органа зрения, опорно-двигательного аппарата, на снижение иммунитета.
Перед проведением анкетного опроса необходимо получить информированное согласие родителей на его проведение (приложение 2).
Анкета заполняется 1 раз в год в апреле текущего учебного года.Для учащихся I -IV классов анкету заполняют родители(в течение 2-3 дней), V -XI классов – сами учащиеся.
В малокомплектных школах проводится анкетный опрос всех учащихся.В УОСО, где количество учащихся составляет 100 и более человек, минимальное количество учащихся, принявших участие в анкетном опросе, должно составлять не менее 30 человек на каждой ступени обучения (I — IV класс – 30 человек,V — IX класс – 30 человек, X-XI класс – 30 человек). Количество учащихся, принявших участие в анкетном опросе, на каждой ступени может быть уменьшено с учетом фактического количества учащихся в УОСО.
Каждой жалобе или отклонению в состоянии здоровья, отмеченной в анкете,присваивается 1 балл. Ответственным или учащимся подсчитывается сумма баллов, которая вносится в 31-ю строку анкеты.
Ответственный за проведение анкетного опроса передает анкеты ответственному в УОСО за реализацию проекта «Школа – территория здоровья», который заполняет таблицу 1.
Таблица 1
Удельный вес учащихся, имеющих минимальное количество
жалоб на состояние здоровья
Класс | Количество учащихся в классе, принявших участие в анкетном опросе | Учащиеся, которые набрали 3 и менее балла |
|
количество | % от общего количества учащихся в классе,принявших участие в анкетном опросе | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | |||
II | |||
…. | |||
Итого по УОСО |
При заполнении таблицы 1 ответственный УОСО за реализацию проекта за реализацию проекта «Школа – территория здоровья» выделяет учащихся, которые имеют 3 балла и менее (графа 3) и рассчитывает удельный вес детей (%), которые набрали 3 балла и менее по каждому классу, принявшему участие в анкетном опросе, и в целом по УОСО. Итоговый по УОСО результат вносится в приложение 1 к настоящей Методике.
Увеличение данного показателя на 3% и более в текущем учебном году в сравнении с предыдущим свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий.
- Индекс здоровья.
Индекс здоровья – это удельный вес учащихся, которые в течение учебного года ни разу не болели.
Оценка показателя проводится в апреле учебного года за период с 1 сентября по всем учащимся УОСО. В течение года проводится регистрация всех случаев пропусков занятий учащимися по болезни.Учителя (классные руководители) собирают все справки из организаций здравоохранения и передают их медицинскому работнику УОСО для учета.В апреле заполняется таблица 2 для расчета индекса здоровья.
Таблица 2
Удельный вес детей, которые в течение учебного года ни разу не болели
Класс | Количество учащихся в классе | Учащиеся, которые ни разу не болели в течение учебного года | |
количество | % от общего количества учащихся в классе | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | |||
II | |||
… | |||
Итого по УОСО |
Для расчета показателя «индекс здоровья» необходимо разделить абсолютное количество учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года, на число учащихся в УОСО и умножить на 100. Показатель «индекс здоровья»в УОСО за анализируемый год вносится в приложение 1 к настоящей Методике.
Увеличение показателя «индекс здоровья» на 3% и более в текущем учебном году в сравнении с предыдущим свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий.
- 4. Информированность учащихся о факторах риска, формирующих здоровье.
Для оценки информированности учащихся о факторах риска применяется «Анкета по изучению мотивации учащихся к сохранению здоровья»(приложение 4 к настоящей Методике,пункты 1 – 16).
В анкетном опросе принимают участие учащиеся, которые принимали участие в анкетном опросе по выявлению жалоб на состояние здоровья согласно приложению 3 к настоящей Методике.
Анкетный опрос проводится анонимно. Учащиеся не должны подписывать анкеты и делать идентифицирующих пометок.Не следует просматривать анкеты с ответами учащихся в их присутствии. Учащиеся должны быть уверены, что конфиденциальность опроса соблюдается. Необходимо свести к минимуму возможность учащихся видеть ответы друг друга. Во время анкетирования учащимся/учителям не разрешается ходить по классу или разговаривать.
Для определения удельного веса учащихся, хорошо информированных о факторах риска, формирующих здоровье, рассчитывается общая сумма баллов по 1 – 16 вопросам анкеты. К учащимся, которые хорошо информированы о факторах риска, формирующих здоровье, относятся учащиеся, которые набрали 45 баллов и более.
Далее рассчитывается удельный вес учащихся, которые информированы о факторах риска, формирующих здоровье. Для этого количество детей,набравших 45 баллов и более делят на количество проанкетированных и умножают на 100. Полученная цифра вносится в приложение 1 к настоящей Методике.
Увеличение удельного веса учащихся, которые информированы о факторах риска, формирующих здоровье учащихся на 3% и более свидетельствует о положительной динамике формирования установок на здоровый образ жизни.
5. Сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья.
Для оценки у учащихся сформированности установки на сохранение здоровья применяется «Анкета по изучению мотивации учащихся к сохранению здоровья»(приложение 4 к настоящей Методике, пункты 17 — 32).
Для определения удельного веса учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья, рассчитывается общая сумма баллов по 17 – 32 вопросам анкеты. К учащимся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья, относятся учащиеся, набравшие45 баллов и более. Далее рассчитывается удельный вес учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья. Для этого количество учащихся, набравших 45 баллов и более, делят на количество проанкетированных и умножают на 100.Полученный результат вносят в приложение 1 к настоящей Методике.
Увеличение удельного веса учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья на 3% и более в текущем учебном году в сравнении с предыдущим, свидетельствует о положительной динамике формирования установок на здоровый образ жизни.
III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ».
Для оценки эффективности здоровьесберегающих мероприятий в УОСО, реализующих проект «Школа – территория здоровья», проводится сравнительная оценка установленным показателям в текущем учебном году в сравнении с предыдущим согласно приложению 1 к настоящей Методике.
Если из 5 показателей 3 и более имеют положительную динамику (+), то реализация проекта «Школа – территория здоровья» считается эффективной. Если положительная динамика отмечена только по 2 показателям, или показатели не имеют положительной динамики или ухудшились, то требуется разработка дополнительных мероприятий.
Результаты оценки эффективности реализации проекта «Школа – территорий здоровья»доводятся до сведения всех участников образовательного процесса и других заинтересованных.
Информированное согласие
Уважаемые родители!
В учреждении образования проводится оценка эффективности мероприятий по здоровьесбережению, предусматривающая анкетный опрос. Анкетный опрос будет проводиться с целью выявления жалоб на состояние здоровья, а также анонимный–с целью изучения мотивации учащихся к сохранению здоровья.
Анонимный опрос не предусматривает проведение каких-либо тестов или проверок. Опрос будет организован таким образом, чтобы была сохранена тайна имени ученика.
Результаты анкетного опроса будут использованы для создания школьных здоровьесберегающих программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Просим Вас заполнить информированное согласие.
Я, (Ф.И.О.)
мать (или отец) ребенка (фамилия и имя ребенка) ______________________________________________________________, учащегося___________класса _________________________________школы
города/села____________________________________________________
даю согласие на участие моего ребенка в анкетном опросе.
Подпись. Дата._________________________________________
Приложение 3
Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья
Заполняют для учащихся I — IV классов – родители, для V — XI классов — сами учащиеся.
Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы, отметив в правом столбце «1» те жалобы и нарушения здоровья, которые вы отмечаете. Это необходимо для разработки мероприятий по профилактике заболеваний в учреждении образования.
Фамилия, имя ребенка __________________
Школа ________________________________________Класс ____________
Дата заполнения анкеты _________
Отмечали ли Вы в течение последнего года следующие жалобы: | Балл | |
Боли в животе 1 раз в неделю и чаще
в том числе: |
||
1 | — перед школой | |
2 | — после приема пищи | |
3 | — натощак (до еды) | |
4 | — ночью | |
Изменение аппетита
в том числе: |
||
5 | — аппетит стал повышенным | |
6 | — ухудшение аппетита | |
7 | — аппетит постоянно плохой | |
Головные боли (1 раз в неделю и чаще)
в том числе: |
||
8 | — беспричинные | |
9 | — при волнении | |
10 | -после или при физической нагрузке | |
11 | — после посещения школы | |
12 | — утром | |
13 | — вечером, перед сном | |
14 | Слабость, утомляемость после занятий в школе | |
15 | Слезливость (чаще 1 раза в неделю) | |
16 | Частые колебания настроения | |
17 | Страхи (темноты, грозы, собак и др.) | |
18 | Страх посещения школы (контрольных работ, опроса у доски и др.) | |
Нарушения сна
в том числе: |
||
19 | — долгое засыпание | |
20 | — чуткий сон | |
21 | — трудное пробуждение по утрам | |
22 | — снохождение (хождение в состоянии сна) | |
Ухудшение состояния органа зрения (глаза и его придаточного аппарата) | ||
23 | — ощущение «усталости глаз» | |
24 | — боли в области глаз (глазных яблок) | |
25 | — расплывчатость изображения | |
26 | — ощущение мельканий перед глазами | |
27 | — ощущение «песка» в глазах | |
28 | -ухудшение зрения | |
29 | Ухудшение слуха | |
30 | Частые простудные заболевания (4 и более раз в год) | |
31 | Общая сумма баллов |
Спасибо за ответы!
Приложение 4.
Анкета по изучению
мотивации учащихся к сохранению здоровья
Ребята! Просим вас заполнить предложенную анкету. Отвечайте на вопросы самостоятельно, не советуясь с товарищами. Нам важно знать именно ваше личное отношение к поставленным вопросам. Пожалуйста, отметьпо каждому из вопросов только 1 ответ.
Класс___________ Дата заполнения анкеты _________
- Как ты думаешь, как часто необходимо полноценно завтракать (есть кашу, омлет, бутерброд, мюсли с молоком и т.д.)
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто желательно употреблять в пищу мясо, птицу или рыбу?
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю необходимо кушать овощи (без учета картофеля) и фрукты?
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю необходимо пить молоко и есть молочные продукты?
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю необходимо есть конфеты и шоколад?
Ежедневно | 2 – 4 раза в неделю | Менее 1 раза в неделю |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю можнопить газированные и другие сладкие напитки?
Ежедневно | 2 – 4 раза в неделю | Менее 1 раза в неделю |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как ты считаешь,как частонеобходимо иметь прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов в день
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто необходимо чистить зубы?
По крайней мере раз в неделю | Раз в день | Чаще одного раза в день |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто необходимо мыть руки перед едой в школе?
Никогда | Иногда | Всегда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто необходимо мыть руки после посещения туалета в школе?
Никогда | Иногда | Всегда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто необходимо делать утреннюю гимнастику?
Никогда | Иногда | Всегда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю необходимо заниматься физическими упражнениями 60 минут в день (в том числе танцы, плавание, быстрая ходьба и др.)?
1 раз в неделю | 4 – 5 раз в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько часов в деньможно смотреть телевизор или находится за компьютером с минимальным риском для здоровья?
3 часа в день и более | 2 часа в день | 1 час в день |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как ты считаешь, какая должна быть ежедневная продолжительность ночного сна?
7 часов и меньше | 8 часов | 9 — 10 часов |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как ты думаешь, курение вредно для здоровья?
Нет | Не знаю | Да |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как ты думаешь, насколько подвергают себя риску (физическому или другому) люди, если они употребляют алкогольные напитки один раз в неделю?
Риска нет | Риск не большой | Большой риск |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты полноценно завтракаешь (ешь кашу, омлет, бутерброд, мюсли с молоком и т.д.).Пожалуйста, отметь один ответ.
Никогда не завтракаю в течение учебной недели | Завтракаю 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты употребляешь в пищу мясо, птицу, рыбу?
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю ты обычно ешь овощи и фрукты?
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю ты обычно пьешь молоко и ешь молочные продукты?
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю ты обычно ешь конфеты и шоколад?
Ежедневно | 2 – 4 раза в неделю | Менее 1 раза в неделю |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Сколько раз в неделю ты обычно пьешь газированные и другие сладкие напитки?
Ежедневно | 2 – 4 раза в неделю | Менее 1 раза в неделю |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты проводишь время на свежем воздухе не менее 2 часов в день
Менее 1 раза в неделю | 2 – 4 раза в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты чистишь зубы?
По крайней мере раз в неделю | Раз в день | Чаще одного раза в день |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты моешь руки перед едой в школе?
Никогда | Иногда | Всегда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты моешь руки после посещения туалета в школе?
Никогда | Иногда | Всегда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Как часто ты делаешь утреннюю гимнастику?
Никогда | Иногда | Всегда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- За последние 7 дней сколько дней ты занимался физическими упражнениями в целом, по крайней мере 60 минут в день?
1 раз в неделю | 4 – 5 раз в неделю | Ежедневно |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
29.Сколько часов в день ты обычно смотришь телевизор или находишься за компьютером, планшетом или мобильным устройством в свое свободное время?
3 часа в день и более | 2 часа в день | 1 час в день |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Продолжительность ночного сна у тебя обычно составляет:
7 часов и меньше | 8 часов | 9 — 10 часов |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Куришь ли ты? Если куришь то как часто?
Каждый день | По крайней мере1 раз в неделю, но не каждый день | Я не курю |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
- Употребляешь ли ты алкогольные напитки? Если употребляешь, то как часто?
Раз в неделю | 1 раз в месяц | Никогда |
1 балл | 2 балла | 3 балла |
Спасибо за ответы!