Санитарно- гигиенические требования к товарам для детей

С момента рождения ребёнок через окружающие его предметы познает мир. В первые месяцы жизни количество предметов, с которыми сталкивается ребёнок, незначительное (пелёнки, подгузники, белье, обувь). Однако, взрослея, количество предметов постоянно увеличивается, в жизни малыша появляются игрушки, игры, включая электронные, книги, школьные принадлежности, компьютеры и др. Многие из вышеуказанных предметов выполнены из полимерных материалов, пластмасс, в состав которых входят химические вещества различного класса опасности.Химические вещества, накапливаясь в организме, могут приводить к серьезным нарушениям и заболеваниям. Вред здоровью ребёнка могут наносить химические вещества при попадании в организм при дыхании, а также при непосредственном контакте с кожей и слизистыми.

Для предотвращения опасного влияния на здоровье детей в Республике Беларусь действует ряд нормативных документов, включая документы Евразийского экономического союза, устанавливающие требования безопасности к предметам детского обихода, создана система подтверждения качества и безопасности товаров детского ассортимента. К основным нормативным документам относятся: Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»,  утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798  и санитарные  нормы и правила «Требования к производству и реализации отдельных видов продукции для детей», гигиеническому нормативу «Показатели безопасности отдельных видов продукции для детей», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2012 №200.

Действующими нормативными документами установлен ряд санитарно-гигиенических требований к товарам для детей. Остановимся на некоторых их них.

Гигиенические требования к детской обуви.

Обувь должна обеспечивать благоприятный климат стопы, выполнять амортизационную функцию, защищать стопу от механических повреждений, поддерживать температурно-влажностный режим при неблагоприятных метеоусловиях, выполнять эстетическую функцию. Гигиенические требования к детской обуви определяются, исходя из строения детской стопы в период роста, а также материалами, из которых изготовлена обувь. Детская стопа имеет радиальную форму, с наибольшей шириной на концах пальцев. Скелет стопы образован хрящами, окостенение хрящей завершается с окончанием роста ребёнка, поэтому стопа подвержена различным механическим воздействиям, под влиянием которых может легко деформироваться. В связи с этим нормируются такие показатели, как масса обуви, гибкость, прочность крепления, высота каблука. Так, в обуви не допускается открытая пяточная часть для детей в возрасте до 3-х лет, а также нефиксированная пяточная часть, кроме обуви для кратковременной носки для детей от 3-х до 7-ми лет; в закрытой обуви всех половозрастных групп не допускается подкладка из искусственных и синтетических материалов.

Гигиенические требования к детской одежде

Детская одежда должна обеспечивать оптимальный пододежный микроклимат и способствовать тепловому комфорту;

не затруднять дыхание, кровообращение, движение, не смещать и не сдавливать внутренние органы, не нарушать функцию опорно-двигательного аппарата;

быть достаточно прочной, легко очищаться от внешних и внутренних загрязнений;

не выделять токсичных химических соединений в количествах, вызывающих нарушение здоровья, не вызывать местное кожно-раздражающие действие.

Важнейшим показателем качества одежды и ее гигиенических свойств является пододежный микроклимат. Главным фактором, влияющим на него, является происхождение волокон. По данному критерию текстильные волокна делятся на две большие группы: натуральные и химические.

Вид материала обуславливает биологические показатели тканей, такие как воздухопроницаемость и гигроскопичность.

Воздухопроницаемость — свойство ткани пропускать воздух и обеспечивать вентилируемость одежды. Хорошей воздухопроницаемостью обладают шерстяные, шелковые и трикотажные ткани.

Гигроскопичность — способность ткани поглощать водяные пары. Водяные пары делают ткань менее эластичной, толщина ее уменьшается, плотность увеличивается, а, следовательно, увеличивается и теплопроводность ткани. Чем влажнее ткань одежды и чем сильнее и быстрее она испаряет содержащуюся в ней воду, тем скорее и больше охлаждается тело. Наибольшей гигроскопичностью обладают шерстяные ткани (больше 20 %), что позволяет им сохранять высокие теплозащитные свойства даже при сильном увлажнении, наименьшей гигроскопичностью – синтетические ткани.

Покупая детскую одежду следует обратить внимание на маркировку, она должна содержать следующую информацию:

наименование и местонахождение изготовителя;

наименование и вид (назначение) изделия;

вид и массовая доля (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия;

размер изделия;

символы по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации;

дата изготовления;

единый знак обращения на рынке;

Гигиенические требования к детской игрушке  

Детская игрушка — не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка. Яркая, занятная, умная игрушка создает у ребенка радостное, бодрое настроение, побуждает его к активности, развивает руки и мысль. Играя, дети познают окружающий мир. Чем больше возможностей для различных действий предоставляет малышу та или иная игрушка, тем она ему интереснее. При наличии правильно подобранных для прогулок игрушек, дети активно, в движении проводят время на воздухе. А это способствует укреплению их здоровья, правильному физическому развитию детского организма. Игрушкой пользуются абсолютно все дети — и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим требованиям, что определяются следующими факторами: назначением (типом) игрушки, ее формой, конструкцией, материалом, из которого сделана игрушка, характером окраски. Кроме того, форма каждой игрушки должна быть красивой, безопасной для здоровья ребенка, прочной, яркой, веселой и занимательной. Типы игрушек могут быть разными в зависимости от возраста детей и педагогической направленности. С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, картонаж, пластмассы и др. Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены. Необходимо, чтобы игрушка по весу и размерам соответствовала возрасту ребенка, его росту и физическим силам. Максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) — не более 400 г для детей дошкольного возраста. Каждая игрушка должна содержать маркировку. Маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной для осмотра и идентификации и должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя, импортера; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка; основной конструкционный материал (для детей до 3-х лет); способы ухода за игрушкой; дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности; условия хранения; единый знак обращения на рынке.

Контроль за предметами детского обихода является необходимой и обязательной процедурой, целью которой является предупреждение неблагоприятного воздействия на организм ребёнка. Современная система оценки безопасности товаров детского ассортимента обеспечивает недопущение на рынок некачественного и небезопасного товара как на территорию Евразийского экономического союза, так и на территорию Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы родителям «Какой ранец, портфель выбрать ребенку?

 

Портфели, ранцы, рюкзаки являются обязательными атрибутами школьника.Несомненно, очень важно правильно подобрать его ребенку. Ассортимент школьных ранцев просто огромен, но покупать первый попавшийся на глаза портфель, который понравился вашему ребенку, не стоит. Ведь на самом деле, выбор школьного ранца – дело трудоемкое. Нужно учесть все обязательные требования и параметры к портфелю, чтобы он был удобным и функциональным.

По санитарным правилам школьный портфель должен отвечать гигиеническим требованиям, которые регламентируют: размер, вес, конструкцию, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов.

Как отличить школьные сумки, рюкзаки и портфели:

  • Школьный ранец– это изделие с жестким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твердую спинку, поэтому поддерживает спину ребенка в прямом положении и не деформирует позвоночник, и поэтому является самым лучшим вариантов выбора.
  • Рюкзакотличается от ранца отсутствием жесткого корпуса и уплотненной спинки, в результате чего его содержимое может оказывать на спину неравномерное давление.
  • Портфель– тот же ранец, но без плечевых ремней. Вместо этого портфель оснащен ручкой и переносится в руке.
  • Сумкаможет иметь жесткий или мягкий корпус и переноситься как в руке, так и на длинной лямке через плечо.

Родители должны помнить, что ношение ранца, рюкзака за спиной приводит к формированию правильной осанки. При ношении ранца, рюкзака, портфеля за спиной тяжесть равномерно распределяется на спину и плечи. Ранец, рюкзак плотно прижимает лопатки и равномерно давит на плечи сверху вниз. В таком положении ребёнок дышит свободно. При ношении портфеля, ранца в руках позвоночник деформируется, что приводит к нарушению осанки.

Важным показателем является масса портфелей. Так, для учащихся 1-4 классов она не должна превышать 700 г, для учащихся 5-11 классов не более 1000г;

масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться не более:

I-II классы — 1,5 кг,

III-IV классы -2 кг,

V-VI классы — 2,5 кг,

VII-VIII классы – 3,0 кг,

X-XI классы — 3,5 кг.

на передних, баковых поверхностях и верхнем клапане ранцев, портфелей, рюкзаках должны быть светоотражающие элементы;

портфели, ранцы и рюкзаки для детей младшего школьного возраста должны иметь формоустойчивую спинку;

в нижней части плечевых ремней ранца и рюкзака должно предусматриваться приспособление, позволяющее изменить длину ремней в соответствии с ростом ребёнка и характером одежды; ремни также должны иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца и рюкзака;

материал ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки;

соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы ранцев, рюкзаков, портфелей не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным (при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки);

карманы: двух наружных и двух внутренних вполне достаточно; если их меньше — не очень удобно размещать все принадлежности, а если карманов больше — подготовка к уроку занимает у ребёнка больше времени;

застежки должны быть надёжными, чем проще, тем лучше. Идеальна — хорошая прочная молния.

маркировка портфелей, ранцев и рюкзаков ученических должна содержать информацию о возрастной принадлежности.

Выбирая школьный портфель, необходимо обращать внимание не только на его красоту и яркость, но и на другие качества. От этого зависит много факторов, а главное здоровье вашего ребенка.