Проблема компьютерной зависимости у детей
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека, постепенно становясь неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников и школьников. Детей порой не интересуют обычные игрушки, они стремятся быстрее попасть домой, потому, что там их ждет заветная игра.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми;
недостаток внимания со стороны родителей;
неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении;
склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;
отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Опасности компьютерной зависимости у детей:
компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения у ребенка;
на первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе;
в процессе игр или нахождения в интернате ребенок теряет контроль за временем;
ребенок может проявлять агрессию, в случае его лишения доступа к компьютерным играм;
вседозволенность и простата достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, ребенок может подумать, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру;
многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, могут наблюдаться проблемы с осанкой;
дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциальная незрелость, безответственность;
компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость курение, наркотики, игра на деньги;
часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной; могут наблюдаться проблемы с учебой.
Профилактика зависимости от компьютерных игр
личный пример родителей (если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то и вы сами не должны просиживать у компьютера больше времени;
у родителей должен быть список совместных дел, игр, развивающих уличный состязаний (все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты);
важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок, отслеживать любые отклонения в поведении ребенка;
отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам.
Важно знать
резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся – нельзя; делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом;
психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер, но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно, когда речь идет о детях;
не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств, тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются;
надо также иметь в виду то, что детям трудно соблюдать меру в игре, так как процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режим питания.
важно уделять достаточное внимание своему ребенку, следить за его интересами, начинаниями и поддерживать их.
И самое главное — воспитывать своего ребенка самим, не доверять это дело компьютеру.
Помощник врача-гигиениста Яцевич А.З.