Проблема компьютерной зависимости у детей

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека, постепенно становясь неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих  дошкольников и школьников. Детей порой не интересуют обычные игрушки, они стремятся быстрее попасть домой, потому, что там их ждет заветная игра.

         Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

недостаток общения со сверстниками  и значимыми для ребенка людьми;

недостаток внимания со стороны родителей;

неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении;

склонность подростков к быстрому «впитыванию»  всего нового, интересного;

желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;

отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

         Опасности компьютерной зависимости у детей:

компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения у ребенка;

на первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным  вовсе;

в процессе игр или нахождения в интернате ребенок теряет контроль за временем;

ребенок может проявлять агрессию, в случае его лишения доступа к компьютерным играм;

вседозволенность и простата достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, ребенок может подумать,  что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру;

многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, могут наблюдаться проблемы с осанкой;

дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциальная незрелость, безответственность;

компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость курение, наркотики, игра на деньги;

часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной; могут наблюдаться проблемы с учебой.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

личный пример родителей (если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то и вы сами не должны просиживать у компьютера больше времени;

у родителей должен быть список совместных дел, игр, развивающих уличный состязаний (все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты);

важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок, отслеживать  любые отклонения в поведении ребенка;

отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам.

Важно знать

резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся – нельзя; делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом;

психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер, но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно, когда речь идет о детях;

не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств, тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются;

надо также иметь в виду то, что детям трудно соблюдать меру в игре, так как процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режим питания.

важно уделять достаточное внимание своему ребенку, следить за его интересами, начинаниями и поддерживать их.

 И самое главное —  воспитывать своего ребенка самим, не доверять это дело компьютеру.

Помощник врача-гигиениста Яцевич А.З.