Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.
В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. Ежегодно в мире кончают с собой примерно миллион человек.
Особое внимание сегодня хотелось бы уделить проблемам суицидального поведения у подростков. Редко бывает, чтобы врач или психолог, работник службы спасения, педагог не столкнулись в своей работе с необходимостью остановить суицидента. К сожалению, очень трудно избежать трагических ошибок без достаточной подготовки. Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни). В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение, понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Факторы риска, подталкивающие ребенка и подростка к самоубийству:
• Жестокое обращение окружающих;
• Нарушенные отношения в семье, стремление любыми способами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам и нежеланием помочь; практика унизительных и жестоких наказаний; полная неспособность родителей оказать ребенку поддержку;
• Проблемы в школе;
• Неразделенная любовь.
Что должно насторожить в ребенке:
• Перепады настроения: с утра в прекрасном расположении духа, а днем вдруг говорит, что покончит собой;
• Признаки «вечной усталости»;
• Уход в себя;
• Поглощенность мыслями о смерти и загробной жизни;
• Приобщение к алкоголю и наркотикам или усиленное их потребление;
• Составление записки об уходе их жизни;
• Заявления «ненавижу жизнь», «они еще пожалеют, о том, что мне сделали», «я никому не нужен», «я больше не в силах выносить это».
Чего не надо делать:
• Не говорите «Посмотри на все, ради чего ты должен жить!»;
• Не вдавайся в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство;
• Не оставляйте там, где находится подросток, собирающийся совершить суицид, лекарства и оружие;
• Не пытайтесь выступать в роли судьи- не думайте, что подросток ищет только внимания- не оставляйте ребенка одного.
Что надо делать:
• Отказаться от приказного тона в общении с ребенком;
• Строить отношения на основе договора, просьб, объяснений;
• Помнить, что подростки не имитируют суицид;
• Серьезно отнеситесь ко всем угрозам. Пусть специалист решает, насколько они реальны;
• Дайте ребенку почувствовать, что самоубийство — неэффективный способ решения проблем;
• Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей;
• Заключите «соглашение о несовершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
• Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер к детскому или подростковому психиатру;
• Не бойтесь попросить о помощи.