Новая редакция информационной стратегии по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024-2026 годы
Проблеме ВИЧ-инфекции уже более 40 лет. За это время в нашей стране государственными, международными, общественными организациями выпущено множество информационных материалов, буклетов, брошюр, памяток, видеороликов и т.д. Но люди, не вовлеченные в тему, связанную с ВИЧ-инфекцией, в личной жизни или на работе, попросту не обращают на это внимание, будучи уверенными, что «эта тема их не касается». Первая задача любой информационно-профилактической деятельности – повысить информированность. С выходом первой редакции Информационной стратегии в 2011 г. многое в информационной работе изменилось в лучшую сторону. Мы уже не встречаем страшные картинки с черепами и скелетами, не ассоциируем ВИЧ-инфекцию как чуму XXI века, но в тоже время потребность в новой редакции Информационной стратегии существует.
Целью Информационной стратегии, разработанной и утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь при поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), является развитие к 2026 году информационного поля страны, эффективно влияющего на профилактику ВИЧ-инфекции среди людей разных возрастов, социального статуса и гендера, повышение информационно-коммуникационных компетенций специалистов, развитие приверженности к лечению людей, живущих с ВИЧ (далее – ЛЖВ) и снижение распространения ВИЧ-инфекции.
Проблемы, актуальные как для организаций, занимающихся профилактикой и лечением ВИЧ-инфекции, так и для представителей ключевых групп, ЛЖВ, на решение которых направлена Информационная стратегия:
Проблема 1. Наличие пробелов в единой информационной политике в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ.
Проблема 2. Стигматизация в отношении ЛЖВ и ключевых групп населения.
Проблема 3. Недостаток квалифицированных специалистов в сфере информационной работы по профилактике ВИЧ-инфекции.
Проблема 4. Недостаток качественных информационных материалов.
Проблема 5. Часть специалистов в сфере ВИЧ-инфекции продолжают рассматривать запугивания ЛЖВ страхом смерти или уголовного преследования, как эффективную политику в случае неприверженности к лечению ВИЧ-инфекции.
Проблема 6. ВИЧ-инфекция становится «старше», однако профилактика и информационные материалы адресуются в первую очередь молодым людям. Люди 40 лет и старше не считают, что могут подвергнуться риску инфицирования ВИЧ.
Проблема 7. Недостаток адресных гендерно чувствительных информационных материалов для женщин, живущих с ВИЧ, планирующих беременность.
Информационная стратегия предусматривает последовательное решение проблемных вопросов, благодаря разработанным стандартам, предназначенным для подготовки информационных материалов.
Стандарт № 1: Стандарт сохранения конфиденциальности информации, в т. ч. персональных данных.
Стандарт № 2: Стандарт согласования, подтверждения и предоставления научно-обоснованной и достоверной информации.
Стандарт № 3: Стандарт «АНТИСТИГМА» – исключение из информационных материалов стигматизирующей терминологии, специфических непонятных терминов, оскорбительной лексики и образов, узконаправленных суждений.
Стандарт № 4: Стандарт изучения мнений разных людей, групп по аспектам проблем.
Стандарт № 5: Стандарт дифференцированного подхода в информационном воздействии с учетом характеристики целевой аудитории.
Стандарт № 6: Стандарт разработки информационно-образовательных материалов для социальной рекламы.