Информационная стратегия по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024-2026 годы

    Что делать, если панически боишься заразиться СПИДомДля того чтобы снизить уровень распространения ВИЧ-инфекции, требуется консолидация сил на основе межведомственного взаимодействия.
     ВИЧ-инфекция — многогранное социально значимое инфекционное заболевание. Программы по снижению распространения ВИЧ-инфекции сочетают в себе не только медицинские аспекты, такие как профилактика, диагностика, лечение, недопущение развития 4 стадии заболевания, предупреждение передачи ВИЧ от матери ребенку, но и социальные, правовые аспекты, вопросы снижения стигмы и недопущения дискриминации.
     Предлагаемые меры и усилия государственных, международных и общественных организаций в области лечения и профилактики ВИЧ-инфекции останутся недостаточно результативными без расширения ИС, которая будет адресована как самим ключевым группам, ЛЖВ, медицинским специалистам, так и всему населению.
 
     Проблемы и пути их решения могут быть сгруппированы следующим образом:
Проблема 1. Наличие пробелов в единой информационной политике в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ
Проблема 2. Стигматизация в СМИ в отношении ЛЖВ и ключевых групп населения
Проблема 3. Дефицит квалифицированных специалистов в сфере информационной работы по профилактике ВИЧ-инфекции
Проблема 4. Дефицит качественных информационных материалов
Проблема 5. Часть специалистов в сфере ВИЧ-инфекции продолжают рассматривать запугивания ЖВ страхом смерти или уголовного преследования, как эффективную политику в случае неприверженности к лечению ВИЧ-инфекции
Проблема 6. ВИЧ-инфекция становится «старше», однако профилактика и информационные материалы адресуются в первую очередь молодым людям. Люди 40 лет и старше не считают, что могут подвергнуться риску
ВИЧ-инфицирования
Проблема 7. Недостаток адресных гендерно чувствительных информационных материалов для женщин, живущих с ВИЧ, иманирующих беременность, а также для специалистов акушерско-гинекологической службы
 
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
      Целью ИС является развитие к 2026 году информационного поля страны, эффективно влияющего на профилактику ВИЧ-инфекции среди людей разных возрастов, социального статуса и гендера, повышение информационно-коммуникационных компетенций специалистов, развитие приверженности к лечению ЛЖВ и снижение распространения ВИЧ-инфекции.
     Задачи:
1. К 2026 году разработать и внедрить систему информационно-коммуникационной поддержки для медицинских работников по развитию приверженности к лечению ДЖВ
2. К 2026 году разработать информационный продукт, направленный на совершенствование у медицинских работников знаний в контексте профилактики и лечения ЛЖВ.
3. Провести информационные кампании, включая цифровые, в течении 2024-2026 годов направленные на профилактику ВИЧ-инфекции среди разных возрастных групп, «Ребренинг — 2. Новые времена — новая профилактика».
4. В 2024-2026 годах обеспечить соответствие информационных материалов, выпускаемых при участии и поддержке Министерства здравоохранения, и публикаций СМИ стандартам ИС.
5. К 2026 году снизить уровень стигмы в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ
 
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
1. Принцип социальной гражданской ответственности;
2. Принцип формирования локального, регионального и международного партнерства в целях создания единого информационного пространства, обеспечивающего снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции;
3. Принципы этики и соблюдения прав человека при проведении информационного воздействия;
4. Принцип конфиденциальности;
5. Принцип адвокации, защиты прав и интересов партнеров ИС;
6. Принцип недискриминации;
7. Принцип эффективности информационного воздействия;
8. Принцип устойчивого развития;
9. Принцип учета возрастных, этнокультурных особенностей общества, адресных групп при проведении информационных воздействий;
10. Принцип гендерной чувствительности;
11. Принцип учета и партнерской согласованности подходов и позиций всех организаций — участников информационного воздействия, в первую очередь государственных, общественных и религиозных организаций;
12. Принцип использования и распространения практик, доказавших свою эффективность,
13. Принцип следования современным коммуникационным трендам и технологиям,
14. Принцип согласованных стандартов ИС.
 
СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Стандарт Nº 1: Стандарт сохранения конфиденциальности информации, в т.ч. персональных данных
Стандарт Nº 2: Стандарт согласования, подтверждения и предоставления научно-обоснованной и достоверной информации
Стандарт Nº 3: Стандарт «АНТИСТИГМА» — исключение из информационных материалов стигматизирующей терминологии, специфических непонятных терминов, оскорбительной лексики и образов, узконаправленных суждений
Стандарт Nº 4: Стандарт изучения мнений разных людей, групп по аспектам проблемы
Стандарт Nº 5: Стандарт дифференцированного подхода в информационном воздействии с учетом характеристики целевой аудитории
Стандарт Nº 6: Стандарт разработки информационно-образовательных материалов для социальной рекламы